Назайкинская О. Л.

Назайкинская О. Л.
03/11/2016 hr-archive

Диагностика – первый шаг к оздоровлению управления

Ольга Назайкинская, руководитель направления образовательных программ, Московская школа управления СКОЛКОВО

  1. Постановка вопроса – каких компетенций не хватает российскому менеджменту высшей школы и чему его необходимо учить?
  2. Исследование компетенций руководителей иностранных вузов показало, что управленцы вузов-лидеров мировых рейтингов и руководители растущих / развивающихся вузов фиксируют у себя разный набор топовых компетенций. Для менеджмента вузов-лидеров в приоритете оказались такие компетенции как управление некоммерческими организациями, лидерство и фандрейзинг, для руководства растущих вузов – стратегический менеджмент, управление проектами и управление изменениями.
  3. Данный набор компетенций объясняется разницей в основных задачах, которые решают руководители двух типов университетов: вузы-лидеры ориентированы на привлечение финансовых средств, работу со стейкхолдерами и shared-governance; растущие университеты в первую очередь нацелены на проекты развития, а значит их руководство сконцентрировано на вопросах управления изменениями и стратегическом менеджменте.
  4. Для российских руководителей высшей школы данный набор компетенций не вполне релевантен.
  5. Практика Школы СКОЛКОВО в области работы с управленческим корпусом университетов (в формате образовательных программ, стратегических сессий и консалтинговых проектов) позволяет зафиксировать, что основными задачами / вызовами для руководителей российских вузов являются: управление процессом слияний и объединений; привлечение талантов; профессиональное управление; развитие и управление изменениями. Мы в Школе СКОЛКОВО в рамках образовательных программ работаем, в первую очередь, с темой развития и управления изменениями.
  6. Решение этой задачи связано с уровнем развития у управленческого состава следующих компетенций: креативность (небанальность); лидерство; способность принимать решения; коммуникационные навыки; работа в команде. В рамках программ «Школа ректоров» мы проводим диагностику данных компетенций в течение всей программы.
  7. Диагностику и образовательную программу имеет смысл уточнять для разных уровней руководителей, с учетом разных задач. Так для топ-менеджеров (ректоров) важно постановка компетенций проектной работы (на уровне формирования видения, стратегических ставок, моделей) и принятие решений; для управленческих команд – проектная и командная работа как основа деятельности «штаба»; для лидеров изменений (менеджеров среднего звена) – лидерство, креативность, коммуникация.
  8. Особенности подготовки каждого уровня управленцев. Ректорский корпус – проекты системного и стратегического уровня; включение в группы представителей не академического сообщества (носители практики «профессионального управления»). Управленческие команды – прикладные проекты с реальным заказчиком, наличие лидера в команде. Лидеры изменений – экстремальные условия, нестандартные задачи.